В нашем музее Кота ученого школы №2114 организованы обзорные и тематические экскурсии для учеников 5-8‑х классов, проводятся уроки истории в музее, а в рамках олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» музей принял 99 команд школ столицы.
Новый учебный год задал новый, повышенный, темп работы для педагогов и школьников. Пока не запущены проекты «Учебный день в музее», «Музейная олимпиада», школьные музеи живут в новых реалиях, но все это не снимает значимости применения методов музейной педагогики в преодолении учебных трудностей школьников разных возрастных групп. Детским активом нашего школьного музея являются обучающиеся 7-8‑х классов. Эти классы чаще всего посещают его, поэтому особенно важно проанализировать способы преодоления учебных трудностей подростков посредством методов музейной педагогики.
Чтобы школьники смогли успешнее усваивать знания, необходимо применять более эффективные методы и приемы, способные помочь в преодолении учебных затруднений. Следовательно, поиск таких методов и их внедрение являются актуальной проблемой. Вот здесь и приходит на помощь музейная педагогика, ее методы. Е.Г.Артемов к таковым относит погружение в историческую среду, ролевое проживание исторических событий. Исследователь также предложил выделять репродуктивный, продуктивный и исследовательский методы (предполагающий исследование музейного экспоната), моделирование и реконструкцию образа исторической эпохи.
По мнению М.В.Коротковой, уроки в музее в зависимости от возрастных особенностей строятся как реконструкции, театрализации, интерактивные занятия и проектные работы (исследования). Наиболее оптимальным является применение для подростков интерактивных методов, предполагающих активное взаимодействие учеников с учителем и учащихся между собой.
Для данного возраста типичной проблемой является конфликт деятельности коммуникативной с учебной деятельностью. Отсюда вытекают значительное снижение мотивации к учению, интеллектуальная пассивность. Учебные затруднения в этой связи проявляются в неумении сравнивать и сопоставлять факты, явления, процессы, выявлять причинно-следственные связи, делать аргументированный вывод, обобщать материал темы. Кроме того, подросткам нередко утомительно концентрировать внимание в течение 20-25 минут монологической речи учителя. Это объясняется тем, что познавательные интересы детей данного возраста развиваются в первую очередь в самостоятельной деятельности. Для преодоления интеллектуальной пассивности, развития умения обобщать и делать вывод очень важно создавать ситуацию самостоятельного добывания знаний, работать в диалоге с подростками, на равных исследовать экспонаты музея, открывать их новые, неожиданные грани. Так, в нашем музее Кота ученого прекрасно зарекомендовал себя интерактивный исследовательский метод. Обучающиеся 7‑х классов создавали мини-проекты «История одного экспоната», а затем проводили экскурсии по соответствующей части экспозиции, поясняли и защищали свои выводы, обсуждали перспективы дальнейшей работы, творческого поиска. Так, с одной стороны, родились интересные исследовательские темы обучающихся («Детская книга в годы Великой Отечественной войны», «Сказочные миры В.Левшина»), с другой – во многом были преодолены учебные трудности, связанные с умением анализировать исторические процессы, явления, события.
Несмотря на очевидную эффективность интерактивного подхода, исследовательского метода, на наш взгляд, нельзя сбрасывать со счетов и уроки-театрализации для подростков в музейном пространстве, поскольку именно они снимают психологическое напряжение, позволяют в полной мере раскрыться детской индивидуальности и одновременно формируют живой образ ушедшей эпохи. Театрализация усиливает интерес к предмету, способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию подростков. Ориентированная на чувства обучающегося, она активизирует воображение, будит творческий потенциал, позволяет работать одновременно на репродуктивном, преобразующем и поисковом уровнях. Информация, усвоенная в процессе проживания, становится личностно значимой. Смоделированная ситуация вполне серьезно переживается школьниками, следовательно, мобилизуются все умения и знания для решения ролевой задачи. В музее Кота ученого ребята из 8‑го класса организовывали чтение фрагментов литературных произведений и исторических источников, создали спектакль для дошкольников «В сказочном лесу», который был представлен в рамках проекта школы №2114 «Музей шагает в детский сад».
Особое внимание стоит уделить проектам, направленным на патриотическое и гражданское воспитание школьников. Ярким примером здесь является созданное совместно с детьми видео, оживляющее музейное пространство, делающее его личностно значимым для ребят. Обучающиеся 7‑го класса, испытывавшие трудности при формулировании развернутого устного ответа, именно в этой работе смогли их преодолеть. Ребята не только создали анимированных героев (дети войны, Сказочник, Кот ученый), но и озвучили видео, составив сложный литературный текст.
Наверное, самое важное в процессе преодоления учебных затруднений подростков – это активизация познавательной деятельности посредством повышения мотивации. Здесь школьный музей играет особенно заметную роль. Ученики 7-8‑х классов, принимающие участие в оформлении школьного музея, его развитии, поисковой работе, видят результаты своего труда, невероятно бережно относятся не только к экспозиции, но и к историческому прошлому в целом. Нет ничего важнее для актуализации исторических знаний, чем это бережное отношение к исторической памяти!
Наталья ГОЛОВАНЬ, учитель истории школы №2114, руководитель музея Кота ученого